Развитие туризма может выступать одной из задач мастер-планирования. В свою очередь притоку туристов в тот или иной населенный пункт способствует совокупность следующих факторов:
- транспортная доступность (наличие регулярных автобусных, железнодорожных или авиационных рейсов);
- наличие мест, где можно остановиться (гостиницы, кемпинги, отели и т. п.);
- сервис, что предполагает наличие точек общепита (кафе, рестораны), аптек и иных востребованных объектов.
Соответственно, если удастся решить эти задачи, а также обеспечить туристическую привлекательность за счет мест, которые может посетить турист (выставки, театры, музеи и др.), нЕкогда ничем не примечательный город может превратиться в настоящий туристический центр. А это уже золотая жила для местного бюджета.
Ярким примером реализации мастер-плана с туристической направленностью является Тобольск. Этот город буквально наполнен историческими достопримечательностями, но до недавнего времени добраться до него было проблематично. Сейчас город имеет свой аэропорт, в нем созданы условия для активного туризма и лыжного спорта. Интересующимся историй туристам интересен будет так называемый старый город, где можно посетить архитектурные памятники, монастыри, музеи. И все это благодаря реализации узконаправленного мастер-плана.
Разработка мастер-планов помогает выявить проблемы и найти их решения. К примеру, такая типичная для любого города проблема, как киоски, портящие внешний вид улиц, можно убрать, а взамен оборудовать в городе торговые павильоны. Или, например, нехватка парковочных мест из-за того, что автолюбителей становится все больше. Мастер-план поможет решить эту проблему, если в нем будет заложено расширение улиц и дополнительные парковки.